Экзаменационные требования по специальности

Художественное отделение (смотреть)

51.02.01 «Народное художественное творчество»
по виду Хореографическое творчество:
Проверка хореографических данных (выворотность, шаг, подъем, прыжок, пластичность тела); проверка музыкально-слуховых данных (повторить ритм, заданный пе-дагогом, услышать сколько звуков сыграно на инструменте); проверка хореографи-ческой памяти (повторить танцевальную композицию, показанную педагогом);исполнить танцевальный номер, этюд или композицию, поставленные самостоятельно. Собеседование: проверка творческих и организаторских способностей поступающего, способностей к образному мышлению, к анализу и логическому мышлению, выявление уровня интеллектуального и общекультурного развития.
по виду

 

Этнохудожественное творчество: Проверка исполнительских способностей: чтение эпосов народов Республики Башкортостан;
проверка музыкально-слуховых данных (повторить ритм, заданный педагогом, услышать сколько звуков сыграно на инструменте). Собеседование проверка творческих и организаторских способностей поступающего, способностей к образному мышлению, к анализу и логическому мышлению, выявление уровня интеллектуального и общекультурного развития.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

53.02.03 «Инструментальное исполнительство»
по виду «Фортепиано»
1. Исполнение программы
а) полифоническое произведение 2-3-х – голосного склада;
б) произведение крупной формы (I-я часть сонаты, рондо, вариации);
в) два этюда на различные виды техники;
г) пьеса;
д) пьеса башкирского композитора (по желанию).
2. Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Фортепиано» экзаменационные тре-бования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в ма-жорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4, диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
2. спеть гамму – мажорную (натуральную, гармоническую) или минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
3. спеть в тональности:
а) ступени;
б) интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
в) аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3 б);
5. определить на слух:
а) лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступе-ни;
б) интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражнениями п. 3);
в) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда).
6. спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре;
2. уметь сыграть на фортепиано ноты, записанные в скрипичном и басовом ключах;
3. знать основные виды метра. Уметь производить группировку длительностей в простых тактах;
4. сыграть на фортепиано (называя звуки) любую мажорную (2-х видов) и ми-норную (3-х видов) гамму. Назвать знаки в ключе любой мажорной и минор-ной тональностей, знаки альтерации гармонического и мелодического минора и гармонического мажора, буквенные обозначения тональностей. По данной ступени гаммы (главной или побочной) определить тонику мажорной или минорной тональности;
5. знать квинтовый круг тональностей, параллельные тональности, одноимённые тональности и энгармонические тональности;
6. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
7. в тональностях гармонического минора и мажора назвать или сыграть на фортепиано увеличенные и уменьшённые интервалы (тритоны или характер-ные интервалы) и разрешить их. По данному интервалу (тритону или характерному) определить тональности (мажорные и минорные), в которых он может встретиться;
8. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшённые), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
9. Читать хроматические гаммы мажора и минора, определять родственные тональности.
по виду

 

«Оркестровые духовые и ударные инструменты»
1. Исполнение программы
– по классу духовых инструментов:
а) две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе, стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
б) один этюд;
в) две разнохарактерные пьесы или одну часть крупной формы.
– по классу ударных инструментов исполнить на ксилофоне:
а) две гаммы (мажорную и минорную) до 2-х знаков в ключе в умеренном движении и арпеджио;
б) одну-две пьесы или часть крупной формы.
– исполнить на малом барабане:
а) ритмические фигуры (двойки, тройки, ритмические комбинации);
б) один-два этюда.
2. Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность

 

«Оркестровые духовые и ударные инструменты» экзаменационные требования по сольфеджио ДМШ для специально-стей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
1. написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом и хроматизмами; размеры 2/4, 3/4, 4/4 – диктуется 10 раз. Ритмические трудности: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые;
2. спеть гамму: мажорную (натуральную, гармоническую) и минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую);
3. спеть в тональности:
а) ступени;
б) интервалы с разрешением (диатонические, характерные, тритоны);
в) аккорды (трезвучия основных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением, уменьшённый и малый вводный с разрешением, II 7);
г) спеть от звука вверх отдельные интервалы и аккорды, указанные в п.3 б и в).
4. определить на слух:
а) лады (мажор двух видов, минор трёх видов), отдельные тетрахорды, ступе-ни;
б) интервалы, аккорды от звуков (в соответствии с интонационными упражне-ниями п. 3);
в) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервала, 3-4 аккорда);
5. Спеть с листа незнакомую мелодию с тактированием (дирижированием) в размерах 2/4, ¾, 4/4 в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические труд-ности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
1. знать правила и знаки нотации, буквенные названия звуков, названия октав на фортепианной клавиатуре.
2. строить и определять интервалы в пределах октавы (чистые, большие, малые, тритоны, характерные). Энгармонически заменять данный интервал, разрешать диссонирующие интервалы в консонирующие;
3. строить от заданного звука и в тональности аккорды: трезвучия (большие, малые, увеличенные, уменьшенные), мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
4. в мажорных и минорных тональностях до 4-х знаков в ключе строить главные трезвучия и их обращения, Д 7 с обращениями, вводные септаккорды.
по виду

 

«Инструменты народного оркестра»
1. Исполнение программы
по классу баяна, аккордеона:
а) одно полифоническое произведение;
б) одно произведение крупной формы (I или II-III части сонаты или сонатины);
в) одна пьеса;
г) один этюд;
д) обработка народной песни.
по классу домры, балалайки, гитары:
а) две разнохарактерные пьесы;
б) один этюд.
2. Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность

 

«Инструменты народного оркестра» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сро-ком обучения.
– по сольфеджио
1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов ми-
нора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шест-надцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа. 2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
3. спеть в тональности:
а) ступени;
б) интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
в) аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
4. спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
5. определить на слух:
а) лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
б) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
в) интервалы и аккорды от звука.
6. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
по виду

 

«Национальные инструменты народов России»
1. Исполнение программы
по классу курая и баяна:
а) исполнение двух-трёх разнохарактерных народных мелодий (башкирских, та-тарских, русских т.д.);
б) умение импровизировать.
по классу думбыры и кыл-кубыза:
а) проверка музыкальных данных (слух, ритм, музыкальная память)
б) исполнение 2-х кубаиров.
Поступающие на специальность «Национальные инструменты народов Рос-сии» должны знать историю и культуру своего народа, уметь исполнять несложные народные песни, тонко передавать их содержание.
2. Сольфеджио и музыкальная грамота
– по сольфеджио:
1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов ми-нора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шест-надцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырех знаков в ключе.
3. спеть в тональности:
а) ступени;
б) интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
в) аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
г) спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
4. определить на слух:
а) лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
б) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
в) интервалы и аккорды от звука.
5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
Экзаменационные требования по специальности

 

53.02.04 «Вокальное искусство»
1. Исполнение программы
а) две разнохарактерные народные песни;
русский романс;
песня башкирского композитора;
прочитать наизусть стихотворение или басню.
б) проверка вокальных данных – диапазон, тембр, чистота интонации.
Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны быть
не моложе 17 лет.
Поступающие на специальность «Вокальное искусство» должны иметь:
— здоровый голосовой аппарат;
— отсутствие речевых дефектов;
— физическое здоровье;
— сценические внешние данные.
Все поступающие на специальность «Вокальное искусство» проходят
медицинский осмотр врача — фониатра.
2. Сольфеджио и музыкальная грамота
Для поступающих на специальность «Вокальное искусство» экзаменационные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте устанавливаются в объёме про-граммы по сольфеджио ДМШ для специальностей с пятилетним сроком обучения.
– по сольфеджио:
1. написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут в объёме 8 тактов, диатонический, в натуральном, гармоническом мажоре или в одном из видов ми-нора; размеры: 2/4, 3/4, 4/4з – диктуется 12 раз. Ритмические трудности: половинные ноты с точкой, четверти, восьмые, четверть с точкой, четыре шест-надцатые, восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, триоль, простая синкопа.
2. спеть гамму: мажорную (натуральную), минорную (натуральную, гармоническую, мелодическую) до четырёх знаков в ключе.
3. спеть в тональности:
а) ступени;
б) интервалы с разрешением (диатонические, характерные: ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, тритоны между IV-VII ступенями мажора и гармонического минора);
в) аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, Д 7 и его обращения с разрешением).
г) спеть от звука вверх/вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 3б);
4. определить на слух:
а) лады (мажор, минор 3-х видов), отдельные тетрахорды, ступени;
б) интервалы, аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (3-4 интервала, 3-4 аккорда);
в) интервалы и аккорды от звука.
5. спеть незнакомую мелодию с листа с тактированием (дирижированием) в тональностях до 2-х знаков в объёме 8-10 тактов (мелодические и ритмические трудности соответственно диктанту).
– по музыкальной грамоте:
1. знать правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4 знаков в ключе;
2. строить и определять большие, малые, чистые интервалы и тритоны в пределах октавы (от заданного звука и в тональности);
3. строить от заданного звука вверх/вниз мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения, вводные септаккорды;
4. строить в тональностях до 4-х знаков в ключе главные трезвучия и их обращения, Д 7 и его обращения.
Экзаменационные требования по специальности

 

54.02.05 Живопись (по видам)
Поступающие на художественное отделение по специальностям 54.02.05 «Живопись» сдают экзамены по художественным дисциплинам в следующем объё-ме:
1. РИСУНОК
Натюрморт из двух-трех предметов, простых по форме, локальных по окраске, на простом фоне (одним из предметов натюрморта может быть простейший гипсовый орнамент невысокого рельефа). Постановка ставится при контрастном освещении. Материал – карандаш, бумага.
Требования, предъявляемые к экзаменационному рисунку: поступающий дол-жен скомпоновать рисунок натюрморта, их пропорции, характер и форму в условиях данного освещения.
2. ЖИВОПИСЬ
Натюрморт из двух-трех предметов быта, простых по форме, ясных по цвету, разнообразных по материалу, на фоне одноцветной драпировки. Задание выполняется при дневном освещении. Материал – акварель или масло, бумага, холст или картон. Требования, предъявляемые к экзаменационному этюду: поступающий должен верно передать форму, цветовые и тональные отношения предметов в пространстве.
3. КОМПОЗИЦИЯ
а) эскиз композиции на заданную тему;
б) эскиз композиции на свободную тему.
Материал – по выбору поступающего (акварель, масло, гуашь, бумага и др.).
Поступающий выполняет эскиз или несколько вариантов эскиза на одну из предложенных тем (историческая, историко-революционная, литературная, сказочная, фанта-стическая, жанрово-бытовая).
Поступающий должен проявить способность образно выражать свой замысел на основе наблюдательности и воображения.

 

«Актерское  искусство»

 Абитуриенты подают следующие документы:

-заявление   по установленной форме;

-документ об образовании(оригинал) и приложение к нему;

-медицинскую справку  по форме, установленной Министерством  здравоохранения;

-6 фотографий размером 3х4 см.;

-копия паспорта (свидетельство о рождении)

Без вступительных экзаменов зачисляются:

-победители (Гран-при, дипломы 1,П,Ш степени) республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад по предметам искусства и культуры, проведенных в учебном году Министерством культуры Республики Башкортостан;

-лица, награжденные в учебном году нагрудным знаком «Лауреат специального фонда Главы Республики Башкортостан по специальной поддержке одаренных учащихся» или «Лауреат специального фонда Главы Республики Башкортостан  по поддержке талантливой молодежи».

 

Для  овладения актерской профессией необходимы следующие актерские данные:

-интеллект;

-эмоциональность;

-способность к восприятию событий;

-вера в предлагаемые обстоятельства;

-фантазия, воображение, видение;

-способность мыслить в условиях игры;

-чувство юмора;

-способность к импровизации;

-голосовые данные;

-музыкальность, ритмичность;

-пластические данные;

-заразительность, обояние.

 

Экзамен по специальности:  ( исполнять  на башкирском языке, можно и на русском языке)

чтение наизусть отрывка из прозаического произведения;

-стихотворение;

-басня  или сатирическое произведение;

-исполнить  этюд на произвольную тему;

-исполнить вокальное произведение;

-собеседование.

Выбирать произведение следует то, которое вас  волнует и учитывая свои индивидуальные особенности.

 

Работа над художественным произведением.

Для исполнения берется небольшой прозаический отрывок из художественного  произведения. Он должен быть посвящен какому-то  одному  событию. Отрывок  должен быть законченным  в сюжетном отношении и представлять  самостоятельный   художественный интерес.

Разбираясь в тексте, абитуриент должен найти и определить основную мысль произведения:

-ради чего автор это  написал;

-выяснить отношение автора к героям и событиям рассказа;

-установить свое отношение к рассказываемым фактам;

-запомнить  ход мысли ( логику и последовательность) в изложении фактов и событий.

Обратите внимание:

-на умение вести зрителя к основной мысли, заложенной в произведении, которое будете исполнять;

-на умение свободно общаться со зрителем;

-на сценическую культуру.

 

Работа над стихотворением.

Требования к художественному воплощению стихотворения:

-передача основного смысла стихотворения, донесение идеи его до зрителя;

-вредность чтения «по строчкам»;

-выявление логических и эмоциональных ударений;

-необходимость строгого  соблюдения ритмического рисунка стихотворения;

Глубина, живость и искренность переживания – обязательное условие успеха художественного чтения.

 

Работа над басней.

Басня как вид  произведения, при исполнении которого допускаются элементы театрализации. Исполнитель не перевоплощается в героев басни, а одним –двумя характерными   штрихами показывает их зрителю. Необходимо раскрыть через изображение  зверей или вещей – героев басни – характеры людей, их взаимоотношения. Мораль  басни- непосредственное обращение чтеца к зрителю. В басне обязательно утверждается какая – либо  социально- нравственная   истина. В басне выражено отношение автора к положительным и отрицательным героям. Басня всегда рассказывается от образа  рассказчика, который четко несет свое отношение к героям. Это отношение нужно найти, определить и донести до слушателей.

 

 

 

Работа  над этюдом.

 

Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный вашим воображением.

Этюд —  событийный эпизод, как  всякий жизненный факт,- возник, развился, исчерпался.

Вот серия этюдов: «Спасение»,»Открытие»,»Знакомство»,»Пропажа»,»Праздник»,»Проблема».

Этюды могут быть на знакомое дело:  например, на сельскохозяйственных работах (« Сенокос», «Дрова», «Картошка», «В огороде» и т.д.)

Этюды на три  слова: « Письмо. Вода. Огонь» и др.

Вот, например, содержание  этюда на три слова: « Однажды дома нахожу письмо к брату. Кто бы мог писать? Пробую вскрыть конверт, не получается.  Намочила водой. Открываю: повестка. А я то думала пикантная история! Зря открыла письмо. Кладу письмо обратно в   конверт, он мокрый, тогда быстро зажигаю газовую плиту и пытаюсь сушить письмо. Только бы заклеить. Начинаю искать клей. Заклеила – и теперь  я ни в чем не виновата».

Три слова увязаны, т.е. оправданы.

Этюды на холод и жару: «Пожар», «Находчивость».

Можно использовать литературный материал как основу для этюдов ( по произведениям Мустая Карима , например).

Создать  этюд можно и на материале произведения живописи.

Если поете, танцуете, играете на инструменте, рисуете или еще имеете какие-то способности продемонстрируйте их экзаменаторам.

 

 

Литература, где вы можете выбрать  отрывок для исполнения:

-М.Карим «Долгое-долгое детство»и другие рассказы.

-Р.Султангареев «Хамбал» и рассказы.

-Р.Назаров  « Ер  һәм Йыһан  йыры”.

-З.Биишева « Любовь и ненависть».

-Ч.Айтматов «Белый пароход»

-М.Ғафури «Һарыҡты кем ашаған?”,”Ике себен”

-И.Крылов “Ворона и лисица” и другие  его басни.

-А.Чехов “Неосторожность”,”Калхас” и др.

 

 

Обновлено : 21.05.2024

Экзаменационные требования по специальности: «Актерское искусство»

Экзаменационные требования по специальности:
«Актерское искусство»
ГБПОУ РБ Сибайский колледж искусств имени К.А.Валеева
на 2020-2021 учебный год.

Абитуриенты подают следующие документы:
-заявление по установленной форме;
-документ об образовании(оригинал) и приложение к нему;
-медицинскую справку по форме, установленной Министерством здравоохранения;
-6 фотографий размером 3х4 см.;
-копия паспорта (свидетельство о рождении)

Без вступительных экзаменов зачисляются:
-победители (Гран-при, дипломы 1,П,Ш степени) республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад по предметам искусства и культуры, проведенных в учебном году Министерством культуры Республики Башкортостан;
-лица, награжденные в учебном году нагрудным знаком «Лауреат специального фонда Главы Республики Башкортостан по специальной поддержке одаренных учащихся» или «Лауреат специального фонда Главы Республики Башкортостан по поддержке талантливой молодежи».

Для овладения актерской профессией необходимы следующие актерские данные:
-интеллект;
-эмоциональность;
-способность к восприятию событий;
-вера в предлагаемые обстоятельства;
-фантазия, воображение, видение;
-способность мыслить в условиях игры;
-чувство юмора;
-способность к импровизации;
-голосовые данные;
-музыкальность, ритмичность;
-пластические данные;
-заразительность, обояние.

Экзамен по специальности: ( исполнять на башкирском языке, можно и на русском языке)
-чтение наизусть отрывка из прозаического произведения;
-стихотворение;
-басня или сатирическое произведение;
-исполнить этюд на произвольную тему;
-исполнить вокальное произведение;
-собеседование.
Выбирать произведение следует то, которое вас волнует и учитывая свои индивидуальные особенности.

Работа над художественным произведением.
Для исполнения берется небольшой прозаический отрывок из художественного произведения. Он должен быть посвящен какому-то одному событию. Отрывок должен быть законченным в сюжетном отношении и представлять самостоятельный художественный интерес.
Разбираясь в тексте, абитуриент должен найти и определить основную мысль произведения:
-ради чего автор это написал;
-выяснить отношение автора к героям и событиям рассказа;
-установить свое отношение к рассказываемым фактам;
-запомнить ход мысли ( логику и последовательность) в изложении фактов и событий.
Обратите внимание:
-на умение вести зрителя к основной мысли, заложенной в произведении, которое будете исполнять;
-на умение свободно общаться со зрителем;
-на сценическую культуру.

Работа над стихотворением.
Требования к художественному воплощению стихотворения:
-передача основного смысла стихотворения, донесение идеи его до зрителя;
-вредность чтения «по строчкам»;
-выявление логических и эмоциональных ударений;
-необходимость строгого соблюдения ритмического рисунка стихотворения;
Глубина, живость и искренность переживания – обязательное условие успеха художественного чтения.

Работа над басней.
Басня как вид произведения, при исполнении которого допускаются элементы театрализации. Исполнитель не перевоплощается в героев басни, а одним –двумя характерными штрихами показывает их зрителю. Необходимо раскрыть через изображение зверей или вещей – героев басни – характеры людей, их взаимоотношения. Мораль басни- непосредственное обращение чтеца к зрителю. В басне обязательно утверждается какая – либо социально- нравственная истина. В басне выражено отношение автора к положительным и отрицательным героям. Басня всегда рассказывается от образа рассказчика, который четко несет свое отношение к героям. Это отношение нужно найти, определить и донести до слушателей.

Работа над этюдом.

Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный вашим воображением.
Этюд — событийный эпизод, как всякий жизненный факт,- возник, развился, исчерпался.
Вот серия этюдов: «Спасение»,»Открытие»,»Знакомство»,»Пропажа»,»Праздник»,»Проблема».
Этюды могут быть на знакомое дело: например, на сельскохозяйственных работах (« Сенокос», «Дрова», «Картошка», «В огороде» и т.д.)
Этюды на три слова: « Письмо. Вода. Огонь» и др.
Вот, например, содержание этюда на три слова: « Однажды дома нахожу письмо к брату. Кто бы мог писать? Пробую вскрыть конверт, не получается. Намочила водой. Открываю: повестка. А я то думала пикантная история! Зря открыла письмо. Кладу письмо обратно в конверт, он мокрый, тогда быстро зажигаю газовую плиту и пытаюсь сушить письмо. Только бы заклеить. Начинаю искать клей. Заклеила – и теперь я ни в чем не виновата».
Три слова увязаны, т.е. оправданы.
Этюды на холод и жару: «Пожар», «Находчивость».
Можно использовать литературный материал как основу для этюдов ( по произведениям Мустая Карима , например).
Создать этюд можно и на материале произведения живописи.
Если поете, танцуете, играете на инструменте, рисуете или еще имеете какие-то способности продемонстрируйте их экзаменаторам.

Литература, где вы можете выбрать отрывок для исполнения:
-М.Карим «Долгое-долгое детство»и другие рассказы.
-Р.Султангареев «Хамбал» и рассказы.
-Р.Назаров « Ер һәм Йыһан йыры”.
-З.Биишева « Любовь и ненависть».
-Ч.Айтматов «Белый пароход»
-М.Ғафури «Һарыҡты кем ашаған?”,”Ике себен”
-И.Крылов “Ворона и лисица” и другие его басни.
-А.Чехов “Неосторожность”,”Калхас” и др.